РЕЗОЛЮЦИЯ


 Совместной научно-практической конференции гидов и туроператоров Санкт-Петербурга и Москвы

«Въездной туризм из Китая: как все исправить?»

(г. Москва, 16 марта 2017 года)

I. Участники конференции заслушали доклады представителей туротрасли Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Иркутска, Владивостока о текущей ситуации в сфере приема туристов из КНР, в частности, в рамках безвизового обмена.

II. Участники конференции констатировали:

- недостаток публичной информации, в частности, статистической относительно въездного туризма из КНР; в ряде случаев, возможно, имеет место сознательное искажение информации в коммерческих целях;

- несовершенство нормативной базы со стороны Российской Федерации в части обслуживания туристов в рамках безвизового обмена;

- теневой прием в настоящее время достиг угрожающих размеров, доходя в разных регионах и по разным оценкам до 80 % и более, с отчетливой тенденцией к увеличению и созданию полностью замкнутых трансграничных теневых картелей;

- теневой прием разрушает российский туристский рынок и вредит имиджу Российской Федерации; несмотря на то, что Россия как дестинация имеет большой задел по сравнению с другими странами, многие годы является одним из самых дешевых направлений в мире, ее доля обслуживания в общем объеме выездного потока из КНР не растет, колеблясь в районе 1 %; туры в Российскую Федерацию организуют в основном компании, находящиеся в черных списках туристских администрации КНР, крупные добросовестные компании КНР российским направлением в значительных объемах не занимаются;

- исследования показывают, что ключевым элементом теневых схем являются нелегальные гиды; поэтому теневики прилагают все силы, чтобы любым способ вывести из-под действия законодательства Российской Федерации и обезопасить наем нелегальных гидов, пытаясь влиять на целый ряд исполнительных и даже законодательных органов власти;

- основным способом осуществления теневых схем при этом является различного рода попытки формального соблюдения российского законодательства при осуществлении противоправной деятельности.

- в числе прочих проблем отрасли обращает на себя внимание присвоение отдельными посредническими и сервисными организациями, осуществляющими техническое обслуживание в рамках Межправительственного соглашения и связанными с ними коммерческими и некоммерческими структурами несвойственных им функций, позволяющих манипулировать рыком, вплоть до попыток введения собственных систем сертификации и других действий, имеющих очевидную коммерческую подоплеку при использовании государственного ресурса; такая практика приводит к размыванию и подмене административных функций соответствующих госорганов коммерческими и оказывает негативное влияние нарынок.

III. Изучив ситуацию на рынке въездного туризма из Китая и выражая тревогу за будущее этого сектора отрасли, участники конференции пришли к следующим выводам.

1) поскольку основным способом осуществления теневых схем является различного рода попытки формального соблюдения российского законодательства при осуществлении противоправной деятельности, то значительную часть проблем можно решить в рамках существующего законодательства путем совершенствования правоприменения на отдельных направлениях.

2)  существующие проблемы можно и нужно решать в рамках российского законодательства, нет необходимости вносить какие-либо дополнения в Межправительственное соглашение между РФ и КНР – это делает процесс принятия или изменения любых нормативов более длительным, менее гибким и без всякой на то необходимости зависимым от правительства другой страны;

IV. Из конкретных мер предлагаются следующие.

1) Работа по реализации Межправительственного соглашения о безвизовом обмене в соответствии с Соглашением должна отойти органам координации – уполномоченным Ростуризмом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2) Нужна продуманная координация между регионами; в качестве одного из естественных решений предлагалось ограничение работы сервисных компаний одним регионом, а также ограничение сотрудничества туроператоров различных регионов списком организаций, имеющих право работать в рамках Межправительственного соглашения.

3) Исключить продажу безвизовых списков.

4) Необходимо ограничить деятельность сервисных компаний, обслуживающих работу в рамках Соглашения и связанных с ними коммерческих и некоммерческих структур техническими работами и исключить их влияние на любые другие аспекты реализации Соглашения.

5) Международный опыт показал эффективность защиты местных рынков с помощью национальных гидов; необходимо обеспечить реальное сопровождение групп из КНР аккредитованными гидами гражданами РФ.

Участники конференции признают эффективным и недорогим способом способ воздействия на ситуацию контроль найма легальных аккредитованных гидов и экскурсионной деятельности.

6) В рамках российского законодательства, нормативных актов регулирующих органов в сфере туризма, необходимы особые правила и условия обслуживания безвизовых туристов, приезжающих в рамках Межправительственного соглашения - такие, как:

- предоставление полного комплекса обслуживания;

- ограничение минимальной стоимости тура;

- особые требования к туроператорам;

- ограничение продажи безвизовых списков

- обязательное сопровождение аккредитованным гидом

и другие

Участники конференции выражают уверенность, что эти меры могут и должны быть приняты в рамках российского законодательства; для решения этих задач нет необходимости менять международные двусторонние межправительственные соглашения.

7) Необходима поддержка поправок к закону «Об основах туристской деятельности» в части работы по профессии гида-переводчика гражданства РФ без исключений

8) Многие туроператоры также высказывают предложения:

- контролировать безвизовые списки при заселении в гостиницах;

- контролировать соответствие поступления оплаты на счет компании количеству оформленных этой компанией безвизовых списков;

- привлекать к контролю налоговые органы.

В целом поддерживая и эти предложения тоже, участники конференции согласны в том, что эти механизмы должны применяться осторожно, чтобы не навредить добросовестным участникам рынка.

9) При осуществлении данных мер участники конференции считают желательным использовать:

- международный опыт других стран, столкнувшихся с аналогичными проблемами и раньше нас приступивших к их решению, в том числе особо обратить внимание на опыт КНР, как нашего партнера по Межправительственному соглашению о безвизовом обмене, а также опыт Евросоюза, стран Юго-восточной Азии и других стран;

- опыт реализации Межправительственного соглашения со стороны КНР – при исполнении одного и того же Соглашения, в КНР нет тех негативных явлений, которые есть с нашей стороны;

- опыт других успешно работающих безвизовых секторов въезда в РФ – например, безвизовых круизных заездов в морской порт Санкт-Петербурга;

10) Принимая во внимание трансграничный характер теневых схем, расширять сотрудничество с туристскими администрациями и другими профильными ведомствами КНР в целях борьбы с недобросовестными туристскими компаниями, турами с заниженной стоимостью, отвязки туроператорской деятельности от покупок туристов, что соответствует Закону о туризме от 10.10.2013 и служит интересам туристских отраслей обоих стран и развития двустороннего сотрудничества в области туризма.

V. По результатам конференции предлагается направить письма с соответствующими просьбами и предложениями

в Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга

в Департамент спорта и туризма города Москвы

в Федеральное агентство по туризму Российской Федерации

в Министерство культуры Российской Федерации

в Комитет по культуре Государственной думы Российской Федерации